Выставка «Салон каминов – 2017»
барбекю русские печи банные печи
камины печи декоративные камины фасадная керамика
перейти в раздел "Музей"
Изразцы серии «Предметы быта»
Изразцы серии «Предметы быта»
Изразцы серии «Предметы быта»
Изразцы серии «Предметы быта»
Изразцы серии «Предметы быта»
Изразцы серии «Библейские сюжеты».
Изразцы серии «Библейские сюжеты».
Изразцы серии «Библейские сюжеты».
Изразцы серии «Всадники».
Изразцы серии «Всадники».
Изразцы серии «Всадники».
Изразцы серии «Всадники».
Изразец серии «Голландские корабли и боты».
Изразец серии «Голландские корабли и боты».
Изразец серии «Голландские корабли и боты».
Изразец серии «Голландские корабли и боты».
Изразец серии «Голландские корабли и боты».
Изразец серии «Голландские корабли и боты».
Плитки серии «Голландские корабли и боты».
Плитки серии «Голландские корабли и боты».
Плитки серии «Голландские корабли и боты».
Изразцы серии «Пасторальные сюжеты».
Изразцы серии «Пасторальные сюжеты».
Изразцы серии «Пасторальные сюжеты».
Плитки «большого круга». Пейзажи и жанровые сцены.
Голландская плитка.
Плитки «большого круга». Пейзажи и жанровые сцены.
Плитки «большого круга».
 Изразцы серии «Человечки».
Изразцы серии «Человечки».
Изразцы серии «Человечки».
Спальня Арсеньевой. Восточная стена.
Варварин покой. Фрагмент  изразцовой отделки стены.
Фрагменты плафона. Изразцы серии «Обитатели моря».
Изразцы серии «Обитатели моря».
Фрагменты плафона. Плитки серии «Обитатели моря»
Дворец Меншикова. Плафон.
Плитковая панель южной стены.
 Варварин покой. Фрагмент изразцовой отделки стены.
Варварин покой. Южная стена.
Изразцы серии «Архитектурный пейзаж».
Варварин покой. Восточная стена.
Плафон. Фрагмент с лепной рамой.
Кабинет из прихожей. Общий вид на север.
Спальня. Фрагмент потолка.
Плитки «малого круга».
Плитки «малого круга».
 Спальня. Северная стена.
Спальня. Юго-восточная часть.
Спальня. Южная стена.
Спальня.  Западная стена
Фрагмент изразцового декора.
Плафон. 1717-1720-е гг.
Дворец Меншикова. Плафон. 1717-1720-е гг.
Северная стена прихожей.
Прихожая (предспальня).
Юго-восточная часть дворца.
Прихожая (предспальня).
Изразцовые интерьеры. Вид на восток из «кабинета из прихожей».

В Петербурге первые изразцовые интерьеры появились в 1710-е годы. С 1720 года плитковая отделка широко использовалась
для декора Зимнего и Летнего дворцов Петра I, его загородных резиденций, домов придворной знати - Ф.М.Апраксина, П.П.Шафирова и более всего дворцов А.Д.Меншикова.
Такое увлечение изразцовой отделкой не случайно, ибо она соединяла в себе важнейшие свойства, отвечавшие требованиям того времени к отделке интерьеров, которая должна была быть утилитарной и декоративной. Привлекала также и гигиеничность этого материала, способного защищать от влажности при сыром климате, но все же самое главное - он был красив и моден.
Бело-синие изразцы в белом лепном орнаменте с позолоченными деталями и шляпками золоченых гвоздей на потолке, в сочетании с большими остекленными окнами впервые в России способствовали созданию необычно светлого и нарядного интерьера, соответствовавшего не только новым требованиям комфорта и гигиены быта, но и стремлению к парадности и блеску. Обильно применялись в декоре зеркала, стекла, золоченый металл, янтарь; и все это сочеталось с нежным сверканием голландских плиток.

Для Меншикова плитки высылались из Голландии.
Так, в письме к Христофору Брандту (посреднику в торговых делах в Амстердаме) Меншиков писал: «Тако же вышлите нам сюда тысяч пятьдесят хороших синих плиток
на убирание палат».
Но дворец отделывался не только привозными изразцами.
Изготовлялись и расписывались плитки также в гончарных мастерских при кирпичных заводах Петербурга и его окрестностей. А.Д.Меншиков, как генерал-губернатор города руководя всеми строительными работами столицы, был одним из главных организаторов этого производства.
Самым значительным в Петербурге был кирпичный завод в Стрельне, на котором работали голландские мастера и художники-керамисты, обучавшие русских гончаров. Одновременно группа русских художников была послана на обучение в Голландию и с 1719 года работала самостоятельно на гончарном дворе в Стрельне. Документы и расходные книги свидетельствуют, что эта гончарная мастерская поставляла в каменные палаты Меншикова тысячи изразцов.

В сложном процессе создания расписных изразцов участвовали гончары и художники-керамисты.
Обычно после обжига плитки на ее поверхность наносился слой жидкой белой эмали. Затем на «подвяленную», но не высохшую эмаль накладывался дырчатый трафарет из плотного картона или бумаги и с помощью порошка древесного угля наносилась основная схема рисунка. Трафареты создавались по гравюрам, рисункам, иногда по произведениям живописи.
После этого намеченный на изразце рисунок прописывал кистью художник-керамист, пользуясь подглазурными красками на основе соединений кобальта.
Роспись велась быстро, полной кистью без сильного нажима, чтобы не повредить слой эмали.
Основной трудностью была невозможность подправки и подчистки рисунка, так как изображение вплавлялось в эмалевый слой.
После росписи плитка покрывалась тончайшим слоем борно-свинцовой глазури и еще раз обжигалась.

С тех пор как был создан плитковый декор дворца, прошло более 260 лет. Стены безусловно претерпели изменения, отдельные изразцы выпали, разбились.
Ремонты и реставрации также вносили перемены. Но на протяжении всего этого времени хозяева дворца стремились сохранить первоначальные изразцы, и они в большей своей части дошли до нашего времени.

Прихожая (предспальня) – в этой небольшой по размерам комнате бело-синие голландские плитки
сочетаются с лепкой и деревом.
Использованы изразцы двух типов: на одних - пасторальные мотивы, на других - пейзажи и бытовые сцены.
Пасторали с изображением пастухов или пастушек на лоне природы расположены в ряд и создают на плоскости стены горизонтальные бело-синие живописные полосы; плитки с пейзажами в круге их обрамляют, выделяя как панно. Плоскости стен завершаются карнизом и плафоном
с лепными профилированными тягами,
которые обрамляют группы изразцов.
Среди других плитковых комнат дворца предспальня выделяется сочетанием фаянсовых плоскостей стен с дубовой обшивкой панелей, дверей, паркетного набора.
Дерево делает интерьер теплым, уютным.
Благодаря сходству рисунка панелей,
профиля филенок дверей,
наличников дверных проемов, лепных тяг, потолка,
все архитектурные и декоративные элементы интерьера объединяются в общую композицию,
создающую впечатление строгости и сдержанности.

Спальня А.Д.Меншикова занимает место между предспальней и Ореховым кабинетом в центре восточного ризалита дворца.
Ее расположение рядом с парадной и деловой приемной князя связано с новой западно­европейской модой и этикетом,
в соответствии с которыми спальня обретала значение парадного помещения, имевшего официальный характер.
В таком расположении спальни в какой-то мере отразился происходивший в то время процесс самоутверждения
русского дворянства.

«Кабинетом из прихожей» опись 30-х годов XVIII века называет комнату, находящуюся между предспальней А.Д.Меншикова и «Варвариным покоем».
Ее стены и потолок полностью покрывает голландская плитка. Сверкающий белизной фаянс делает комнату свежей, чистой, живописной.
Основным мотивом изображений на плитках в «кабинете из прихожей» стал архитектурный пейзаж,
создающий на стенах чередование синих и белых полос.
По вертикали плоскости стен разделены на части орнаментальными трехцветными изразцами.
Бордюрная лента из плиток с тем же орнаментом завершает оформление стены и обрамляет строгий по очертаниям лепной декор потолка.
В отделке этого интерьера использованы плитки XVIII, XIX и XX веков, созданные как голландскими, русскими мастерами, так и советскими реставраторами.
Фаянсовые плитки - достаточно хрупкий материал, и различного рода внешние воздействия оказывали большое влияние на их сохранность.
Еще в 1726 году архитектор Готфрид Шедель требовал «для починки в палаты плиток галанских шесть ящиков». В ответе управляющего Ораниенбаумским имением говорилось, что «таких, каких он требует, таких у него не обретается, а есть, да не такие». То был период, когда плитки по образцу голландских в большом количестве создавались на новом кирпичном заводе в Стрельне, и естественно, что запасы ее имели управляющие Меншикова.
Когда в 1740 году во время ремонта потребовались изразцы для замены разбившихся, кладовые были пусты, так как производство их в Петербурге почти прекратилось. Приходилось заимствовать плитки из других комнат дворца или снимать в менее заметных местах стен. В описи о предстоящих «починках» можно прочитать: «В каморе по стенам плитки, которые выпали, выбрав из мест между постаментов, поставить по-прежнему, а в те места прибить желтою фигурною кожею или расписать красками».
За два с лишним столетия девять из тринадцати интерьеров дворца потеряли свой плитковый декор.
В ходе перестроек и приспособления здания для нужд Кадетского корпуса на месте северной стены «кабинета из прихожей» возникла арка, давшая возможность осветить небольшое помещение за нею, которое во времена Меншикова могло быть сенями.
Потолок и стены за аркой получили полностью изразцовую отделку в 80-е годы XIX века, когда во дворце впервые велись реставрационные работы. Во время реставрации было принято решение по возможности сохранить плитковый декор, учитывая его уникальность и историческую ценность.
Поэтому отставшие от стен изразцы укреплялись, разбитые склеивались, перепутанные устанавливались на свои места.
Работы выполнялись печным мастером Добрецовым.
На место недостающих были заказаны в Голландии по образцам XVIII века более пяти тысяч плиток.
Петербургский завод Харламова, встретившись с трудностями нового дела, хотя и брался изготовить плитки, но по цене в три раза более высокой, чем в Голландии.
Почти через 100 лет, в 70-е годы XX века для реставрируемых комнат недостающие плитки были воссозданы ленинградскими керамистами.
Еще в 1950-е годы, когда потребовалось воссоздать плитки для Монплезира в Петергофе, ярославские реставраторы сделали копии с нескольких подлинных плиток Меншиковского дворца.
Для интерьеров Меншиковского дворца было изготовлено более полутора тысяч плиток с подглазурной росписью, что дало возможность завершить реставрацию комнат.

Варварин покой. Это помещение названо по имени свояченицы А.Д.Меншикова Варвары Михайловны Арсеньевой,
оно замыкало анфиладу комнат восточной половины дворца.
В описи 1732 года значится так: «Один покой Варварин».
Варвара Михайловна Арсеньева, родная сестра жены Меншикова Дарьи Михайловны, имела свой дом на Васильевском острове. Во дворце Меншикова ей были выделены комнаты, которые предваряли детские покои в восточном флигеле, где часть комнат также была отделана изразцами. Она занималась воспитанием детей, особенно в отсутствие родителей.
«Варварин покой» - наиболее интересный и художественно выразительный изразцовый интерьер дворца.

Покрытые голландскими фаянсовыми плитками стены оформлены по всем правилам ордерных членений: опорные панели, пилястры, карниз, сложно профилированный плафон. Прямые линии и плоскости, господствующие в решении стен, противопоставлены сложному и затейливому рисунку лепного декора потолка с семнадцатью фигурными рамами, заключающими в себе изразцовые панно.
Золоченые розетки (шляпки гвоздей), которыми усыпан плафон, создают впечатление мерцающих звездочек. Своеобразно использование плиток в качестве объемных элементов ордерного декора: филенок, десюдепортов, пилястр; оригинальны также колорит и сочетания материалов: сине-белых изразцов, окрашенного в белый цвет дерева, позолоты. Позолота сохранилась здесь только на шляпках гвоздей, которыми укреплены плитки потолка. Этот декоративный прием в европейской архитектуре начала XVIII века еще только входил в моду; в дворцовых интерьерах Петербурга такое сочетание появляется в 20-е годы XVIII века

Ценность интерьера - и в редкой коллекции голландских расписных плиток. В нем использованы все типы плиток, которые вообще представлены в изразцовом декоре Меншиковского дворца.
Размещение плиток по типам подчинено в основном архитектурному решению интерьера.
Плитки, минимально заполненные рисунком, создают белый фон, усиливающий общий мажорный характер интерьера.
К ним относятся изображения амуров, играющих детей, предметов домашнего обихода, пейзажи.
Фаянсовые голландские плитки на стенах «Варвариного покоя» - словно книга с многочисленными иллюстрациями, рассказывающая о Голландии.
В покое представлена также большая группа изразцов, на которых роспись почти полностью занимает поверхность и заключена в круг. Эти плитки образуют пилястры.
Изразцы с изображением одной стоящей фигуры в центре заполняют пространство между пилястрами или являются фоном для объемных филенок.
Здесь же находятся плитки с изображением дельфинов, рыб, морских божеств, архитектурного пейзажа. Они создают на стенах и потолке живописное чередование бело-синих полос.
Каждая серия изразцов имеет десятки тем и сотни сюжетов.
Живописные качества плиток, тщательность рисунка, тонкость исполнения дают основание сравнивать их с лучшими образцами дельфтского фаянса.
В XVIII веке, в период приспособления дворца
для Кадетского корпуса, была частично разобрана стена,
соединявшая «Варварин покой» со спальней. Появилась арка, она возникла в связи с закладкой окон восточной и северной стены обоих помещений. Вынужденное ее появление, как и в «кабинете из прихожей», обеднили и изменили образ одного из лучших плитковых интерьеров петровской эпохи.
Только дошедшая без изменений южная стена с окнами на Неву и подлинный плафон дают представление о первоначальном облике этой комнаты.

Богатый изразцовый декор имела также спальня В.М.Арсеньевой, из которой можно было пройти в детские покои восточного флигеля через дверь, сохранившуюся в западной стене.

Мода на голландские плитковые интерьеры пришла в Европу из Франции, когда по указу короля Людовика-Солнце
в Версале строился Малый фарфоровый Трианон,
стены которого снаружи были
облицованы голландской плиткой.
В начале XVIII века много дворцов с изразцовыми интерьерами воздвигается в немецких княжествах,
а также во дворце польского короля Августа II Лазенки около Варшавы было также создано два интерьера с плитковым декором - зал Бахуса и зал Венеры.
Русские, и в первую очередь А.Д.Меншиков, вдохновились этими интерьерами. Возможно, не был случайным и тот факт, что плитки на пасторальную тему с одной и той же композицией украсили не только Лазенки, но и дворец Меншикова на Васильевском острове.

Во дворце сохранились
четыре интерьера, стены и потолки которых покрывают 27810 бело-синих расписных керамических плиток, составляющих восемь тематических серий. Бесконечно разнообразны сюжеты этих изразцов, комбинации серий и варианты размещения на стенах и потолках.

Изразцовые интерьеры дворца Меншикова.

о нас заказ галерея продукция контакты
Главная страница сайта
О нас
Контакты
Где купить
Цены
Камины КимрПечь
       Медальон
       Кострома
       Прованс
       Сконе
       Модерн
       Билибин
       Гефест
       Истра
       декор трубы
Галерея "2016"
Галерея "2015"
Галерея "2014"
Галерея "2013"
Галерея "2012"
Галерея 1
Галерея 2
Галерея 3
Галерея 4
Заказ
       эскизы
Продукция
           "Кострома"
          "Прованс"
          "Московия"
          "Кострома"
          "Дельфт"
     палитры
Статьи
Музей
Словарь
Новости
Ответы на вопросы
Друзья и партнеры
Контакты
Карта сайта
 
© Екатерина Ходовец
Rambler's Top100 Rambler's Top100