Печные
изразцы

 

Изразцы – прекрасная часть
нашего культурного наследия. И в каждой местности люди по-своему украшали печи. Здесь мы расскажем про Белоруссию.
Появившись в первой половине XIV столетия в городах
и населенных пунктах, тесно связанных
с ганзейскими торговыми центрами (Полоцк, Лида, Крево),
бытуя вплоть до наших дней,
изразцовое производство тесно увязано со всеми сторонами развития края: его историей, экономикой, социальной сферой, искусством – прежде всего архитектурой и декоративно-прикладными видами – гончарством, резьбой по дереву, ткачеством…
Развиваясь в едином общеевропейском русле изразцового искусства, белорусские изразцы сохраняют свой этнический характер, привлекают технологическими и производственными достижениями и художественной тематикой.

Ранние виды изразцов, называемые горшковые изразцы,
имеющие вид примитивных баночных сосудов, применялись для облегчения сводов и повышения теплоотдачи глинобитных печей.
С развитием конструкции печей, изразцы приобретали различные формы. На протяжении нескольких столетий наблюдается ряд переходных типов горшкового изразца, которые можно классифицировать как отформованные лепным способом, изготовленные на гончарном круге,
полностью изготовленные на круге,
отформованные из массы с добавлением
крупнозернистых примесей и без них,
баночные, горшковые, мисковые, круглые, трех- и четырехлепестковые, квадратные.
Дальнейшее развитие формы горшковых изразцов привело к возникновению коробчатых, которые, начиная с XV столетия, постепенно вытеснили из употребления ранние.

К середине XVI столетия изразцовые печи являются неотъемлимой частью архитектурно-пространственной среды интерьера, композиционно завершенным двух или трех ярусным сооружением. Печная облицовка складывается из большого количества коробчатых модульных элементов – стенных, стенных половинчатых, угловых, карнизных, поясовых, а также изразцов-перемычек, балясин, городков, медальонов, черепиц и завершений.

Некоторые виды изразцов приобрели характер самостоятельных, оторванных от композиции печи, декоративных элементов. Коробчатый изразец представляет рельефную пластину, отформованную в глиняной, позднее в деревянной, а со временем – гипсовой форме, с тыльной стороны которой приклепляется
сделанная на гончарном круге румпа.
Со временем, после выделения изразцового производства в самостоятельную ветвь, гончарная румпа набивается одновременно в форме с лицевой пластиной.

Рельефы лицевых пластин изразцов поражают обилием декоративных мотивов. К наиболее распространенным можно отнести геометрический, растительно-геометрический, растительный, геральдический, включая шрифтовые аббревиатуры, сюжетно-изобразительный – с мифологической, исторической, религиозной, анималистической, жанрово-бытовой тематикой.

Характерными элементами геометрического орнамента являются вариации кругов, квадратов, различные штриховки, комбинации точек, звездочек, ромбов, розетки, солярные знаки.
Растительный декор состоит из изображений бутонов, цветов, листьев, ветвей. Нередко их элементы компонуются в сочетании с геометрическими.
Наиболее употребительным композиционным приемом используемым в этих орнаментах является подчинение изображений зеркальной четырехчленной или сетчатой симметричной схеме.
Это способствует построению единичных элементов по раппортному принципу и связать в цельную «ковровую» композицию.

На связях подчинения симметрии строятся и геральдические изображения. Среди сюжетных мотивов необходимо выделить тематику, просуществовавшую не одно столетие, в которой под влиянием времени утвердились не только канонизированное содержание, но и изобразительная атрибутика, и композиционная схема. Такими сюжетами являются букет, «древо жизни», всадник, маскарон, портрет, анималистические изображения льва, геральдический знак...

Большое практическое и эстетическое значение имело применение глазури. С конца XV столетия широко использовалась свинцовая (муравленая) глазурь.
С середины XVI столетия палитра глазури становится богаче.
Кроме прозрачных, зеленых, окрашенных окислами меди, используют бесцветные, коричневые (окись марганца), светло-коричневые (окислы железа), желтые (окись сурьмы), глушеные белые покрытия (эмали), которые наносили в различных сочетаниях на рельефы лицевых пластин (так называемые полихромные «ценинные» изразцы).
Во второй половине XVII столетия появляется тенденция применения рельефов, покрытых белой эмалью, расписанных кобальтом, а несколько позднее — роспись кобальтом по гладкой эмалевой поверхности, иногда с сочетанием зеленых, коричневых, желтых глазурей (голландский стиль).
К концу XVIII столетия под влиянием классицизма укореняются чисто белые, зеленые и коричневые эмалевые покрытия.
И только в XIX столетии цветовая палитра изразцов перестает быть скованной. Наряду с тончайшими колористическими и тональными переходами различных цветов применяются золото, люстр.

Прослеживая изразцовое производство исторически, мы видим его постоянно развивающимся, последовательным, бережно сохраняющим буквально все достижения белорусской керамики в целом. Производство изразцов в Белоруссии выходит за рамки регионального значения. Широко известна роль белорусских мастеров XVII столетия в Москве: Степана Иванова (Полубеса) из Мстиславля,
Игната Максимова из Копыси и других.
Изразцовая продукция XVIII—XIX — начала XX столетий белорусских заводов из Копыси, Минска, Могилева, Ивенца была хорошо известна во многих странах и покупалась на рынках городов Риги, Петербурга, Москвы, Киева, Львова...

 

Витебские изразцы.
Изразцы — разновидность архитектурно-декоративной керамики. Применялись они для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства. Термин «изразец», или «образец», обычен в обиходе Русского государства в эпоху феодализма.
В западноевропейских государствах и на территории Белоруссии этот, вид керамической продукции известен по письменным источникам как «кафель», «кафли» (от немецкого Kachel).

Внешний вид изразцов не одинаков. К древнейшей их разновидности относятся так называемые «горшковые» изразцы древнего Рима, получившие преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные изразцы, имеющие в задней части румпу (от немецкого Rumpf), т. е. глиняную коробку для крепления изразца к стене. Горшковые изразцы происходят из слоя XIV—XVI вв.
Они формовались на гончарном круге, ранние (XIV—XV вв.)
— на ручном со значительной примесью крупнозернистого песка, поздние (XVI в.) — на ножном из красножгущейся глины хорошего качества без явных грубых включений в ее состав.
На днище поздних горшковых изразцов имеется след среза ниткой с круга, что свидетельствует о вытягивании изразца
из одного куска глины.
Обжиг поздних горшковых изразцов равномерен и не уступает лучшим глиняным изделиям XVI в.

Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в витебских материалах датируются концом XVI—XVIII в. и в зависимости от технологии изготовления подразделяются на большие группы:
1) терракотовые рельефные конца XVI—XVIII в.,
2) зеленые поливные рельефные XVII в.,
3) полихромные рельефные конца XVI в., конца XVII—XVIII в.,
4) полихромные расписные XVIII
  
Технология изготовления коробчатых изразцов XVI— XVIII вв. сложнее технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно новый уровень гончарного ремесла позднефеодального периода. Лицевая пластина коробчатых изразцов оттискивалась в специальных формах, изготовленных из дерева или глины (матрицах). На матрице вырезался орнамент, который затем передавался изразцу. Формовка коробчатого изразца производилась в несколько этапов. Матрицу клали на гончарный круг, затем, присыпав тонким слоем песка, заполняли сырой глиняной массой.
Медленно поворачивая круг, изразцовой пластине наращивали румпу. Когда после воздушной усадки глина затвердевала, изразец снимали с формы, окончательно просушивали и обжигали.

Изразцы, обожженные непосредственно после сушки без покрытия лицевой поверхности поливой, имеют цвет черепка, соответствующий красножгущимся глинам, и называются терракотовыми изразцами.
Эти изразцы в материалах Витебска лишь в конце XVI — начале XVII в. могут быть выделены в самостоятельную группу, отличающуюся значительной примесью крупного песка в тесте, архаичностью лицевого изображения и небрежностью исполнения.
Ранняя витебская коробчатая терракота в отожженном состоянии имеет кремовый цвет. Все другие терракотовые изразцы соответствуют по размерам и характеру исполнения рельефным изразцам различных групп XVII—XVIII вв. и поэтому являются не чем иным, как удешевленной моделью этих разновидностей.

Полихромные изразцы из Витебска конца XVI в. характеризуются незначительным количеством фрагментов. Они отличаются от всех остальных характером изображения лицевой пластины и техникой исполнения. Некоторое количество таких изразцов известно и по другим городам Белоруссии. Эти многоцветные рельефные изразцы широко известны по материалам XVI в. Польши, Литвы. Они включают белый, желтый и синий цвета поливы.

В XVII в. для улучшения внешнего вида изразцов, как и в бытовой керамике того времени, широко используется зеленая глазурь.
У нее свинцовая основа, красителем которой служит окись меди. Исследователи изразцового производства Русского государства не раз подчеркивали, что белорусские зеленые изразцы
отличаются от русских отсутствием ангоба (французское engobe) — белого глиняного порошка, замешанного на воде или молоке до густоты сметаны. Он применялся в качестве грунтовки под поливу на лицевой поверхности изразца. При нанесении на красную глину прозрачная зеленая полива получала более темный и приглушенный оттенок. Витебские изразцы XVII в. в основном покрыты зелеными глазурями прямо по черепку. Однако встречены единичные фрагменты с ангобированной основой. Ангобирование основы изразца зафиксировано и в полоцких материалах.

В конце XVII в. в витебских изразцах прочно укореняется эмалевое покрытие — ценина (от немецкого Zinni). Окись олова являлась существенной составной частью эмалей, делавшей их непрозрачными. Ценинные изразцы представлены моно- и полихромными. Монохромные рельефные изразцы покрыты коричневыми, черными эмалями, полихромные изразцы— белыми в сочетании
с синими и голубыми.

Эмалевые расписные изразцы пришли на смену рельефным в начале XVIII в. В витебских материалах они представлены ранней группой первой половины XVIII в. из двухцветных (белая и синяя эмаль) и поздней второй половины XVIII в. из изразцов, расписанных несколькими цветами (голубой, бирюзовый, зеленый, коричневый, лиловый, вишневый) по белому фону.

Исследование температуры обжига, рецептур полив и состава сырья витебских изразцов позволили сделать ряд наблюдений.
По качеству обжига изразцы XIV—XV вв. не отличаются от бытовой керамики этого же времени. Температура обжига равна 700—750 °С.
В XVI—XVIII вв. усовершенствование обжигающих устройств, по-видимому, отразилось и на повышении температуры обжига изразцов до 950 СС. Изразцы с поливой, как правило, обжигались при температуре свыше 950 °С.
Для их обжига использовалось несколько горнов, так как нанесение поливы требовало повторного обжига изразца и наличие одной обжигательной камеры не могло удовлетворить мастера.

Исследования гончарного производства Москвы XVI—XVII вв. показывают, что каждый мастер располагал несколькими горнами для обжига керамики. Это же отмечено и по раскопкам в Молдавии.
На территории Белоруссии в 1980 г. во время строительных работ в Минске обнаружен почти полностью сохранившийся гончарный горн, датируемый по лежавшим в нем изразцам второй половиной XVI в. Горн имел цилиндрическую форму, состоял из двух камер, нижняя из которых выполняла роль топки. Обжиг керамики в нем производился в окислительной среде. Горны, аналогичные минскому, известны по раскопкам древнерусских городов Киева, Старой Рязани и других и обычно датируются XII—XIII вв. Но их находки отмечены и более поздним временем, вплоть до XVII в. Судя по горну, найденному в Минске, можно предположить, что для территории Белоруссии эта древняя конструкция цилиндрического двухкамерного горна была характерна и в XVI—XVII вв.

Анализ сырья витебских печных изразцов XVI—XVII вв. показывает, что по количественным характеристикам химический состав основания изразцов близок химическому составу керамического сырья из месторождения «Церковщина», расположенного вблизи Витебска.
Это дает возможность предположить, что данные изразцы изготовлялись на месте. К. сожалению, пока не обнаружено других вещественных или письменных источников, подтверждающих местное производство витебских изразцов в XVI—XVIII вв.
Определение рецептуры полив витебских изразцов XVII— XVIII вв. свидетельствует, что окись свинца в сочетании с окисью олова давала блестящую непроницаемую поверхность поливы, а в качестве красителей выступали кобальт и никель, обеспечивающие насыщенный синий цвет, медь и кобальт создавали бирюзовый цвет, окись меди служила красителем для зеленой поливы. Белая эмаль образовывалась в результате реакции окиси свинца с окисью олова.

Письменные источники, характеризующие гончарное ремесло феодального Витебска, немногочисленны и не дают полной его картины. Центром гончарного производства Витебска предположительно можно считать Задвинье (ул. Гончарная).
Известно, что здесь в XIV—XVI вв. располагалась слобода Русь, в которой селились ремесленники.
Согласно Инвентарю 1641 г., в городе было 8 горшечников, каменщиков и красильщиков. Отсутствие таких специальностей, как кирпичники и кафельники, может косвенно указывать на то, что производство этого вида керамической продукции в Витебске XVI —первой половины XVIII в. еще не получило значительного размаха и выполнялось наряду с изготовлением бытовой керамики одними и теми же мастерами.

В то же время уровень производства изразцов был достаточно высоким, что позволило в 1790 г. наследникам витебского мещанина Андрея Будникова основать кафельный завод на Взгорье.
Продукция этого предприятия сбывалась в самом Витебске и его окрестностях, Минске и Минской губернии, Пореческом уезде Смоленской губернии, Могилевском, Оршанском уездах Могилевской губернии.

К середине XIX в. (около 1850г.) в Задвинье на базе гончарного производства слободских ремесленников был создан второй кафельный завод Витебска, принадлежащий мещанину Еремею Гарбузу. Сырье для кафельных заводов Витебска добывалось в двух километрах от города в урочище «Церковщина», принадлежащем Богословскому приходу. Изразцы изготовлялись трех сортов: белые, зеленые и серые. Материалы для поливы (олово и свинец) приобретались в Риге.

При характеристике отдельных групп изразцов XVI— XVIII вв. учитывается тот факт, что Витебск находился вблизи центров средневекового белорусского изразцового производства Копыси, Шклова, Орши. Лучшие мастера из этих центров оказали значительное влияние на развитие не только белорусского,
но и русского изразцового искусства.
Ценинники из Орши, Копыси, Шклова, прибывшие с оршанскими монахами во второй половине XVII в., украсили Иверский монастырский настоятельный корпус ценинными изразцами, а его шатровую кровлю покрыли зеленой черепицей.
Печные изразцы, изготовлявшиеся белорусскими мастерами в Иверском и Воскресенском монастырях, вывозились в Новгород, Псков, Москву, другие города Русского государства.
Изучение технологических приемов изготовления отдельных видов витебских изразцов XIV—XVIII вв., их формы и орнаментальных мотивов показывает наличие общих черт в белорусском, западноевропейском и русском декоративно-прикладном искусстве.

Эта статья подготовлена по материалам книги В.Е.Соболь "Белорусские изразцы", а также статьи О.Н.Левко "Витебские изразцы XIV - XVIII вв."
 
  

 изразец

русский печной изразец
русский печной изразец
русский печной изразец
русский печной изразец
русский печной изразец
русский печной изразец
русский печной изразец
барбекю русские печи банные печи
камины печи декоративные камины фасадная керамика
Верхняяя часть печи. Рельефный изразец.
Терракотовый угловой изразец.
Центральная часть печи (фрагмент).
Рельефный изразец.
Поливной однотонный изразец.
Терракотовый изразец с геометрическим узором.
Терракотовый изразец с изображением мужчины.
о нас заказ галерея продукция контакты
Главная страница сайта
О нас
Контакты
Новости
Форум
Цены
Буржуйки
Галерея "2014"
Галерея "2013"
Галерея "2012"
Галерея 1
Галерея 2
Галерея 3
Галерея 4
Заказ
       эскизы
Продукция
           "Кострома"
          "Прованс"
          "Московия"
          "Кострома"
          "Дельфт"
     палитры
Статьи
Музей
Словарь
Ответы на вопросы
Друзья и партнеры
Контакты
Карта сайта
 
© Екатерина Ходовец
Rambler's Top100 Rambler's Top100